Роботизированные КПП стоит ли им доверять

Роботизированные КПП стоит ли им доверять

Роботизированные КПП стоит ли им доверять

Автоматические коробки передач начали разрабатывать еще на заре 20 века. Первой разработкой, внедренной в производство, была двухступенчатая планетарная трансмиссия, где переключение передач производилось педалями. Более совершенной конструкция стала к 1930 году. К этому времени в полуавтоматических коробках переключением руководила гидравлика. И только к 1940 появился первый прототип современных АКПП, где использовалась гидромуфта. На сегодняшний день наибольшее распространение получили АКПП с гидротрансформатором и роботизированные КПП. На последней разновидности остановимся более подробно.
По сути, роботизированная коробка — эта та же «механика». Особенность ее заключается в том, что включением/выключением сцепления и переключением передач занимаются специальные сервоприводы (актуаторы). В большинстве «роботов» конструкция актуатора представляет собой шаговый электрический двигатель с исполнительным механизмом и редуктором. Иногда встречается гидравлические актуаторы. Работой этих сервоприводов управляет ЭБУ. Когда поступает команда на переключение, один из актуаторов выжимает сцепление, а другой включает нужную передачу. Затем первый сервопривод отпускает сцепление. По сути, ничего сложного в данной конструкции нет. Причем КПД «робота» на порядок больше, чем у коробок с гидротрансформатором, да и расход топлива несколько ниже. Стоит отметить, что в период разработки подобного механизма возникла проблема, связанная с тем, что «робот» при переключении передач надолго разрывает связь между двигателем и коробкой. Это делалось специально, чтобы избежать рывков при включении сцепления. Результатом подобной недоработки стали затяжные провалы при переключениях, которые образуются во время разгона авто. Выход из сложившейся ситуации был найден до 1940 года, когда французский инженер предложил устанавливать двойное сцепление. Но эта идея не сразу пошла в массы. Так, первой компанией, которая внедрила в производство двойное сцепление, стал автоконцерн Volkswagen.
Принцип работы «робота» с двумя сцеплениями не особо сложен. Его конструктивной особенностью является наличие двух вторичных валов, на которых располагаются ведомые шестерни, два первичных вала и синхронизаторы. Каждый вал соединен с силовым агрегатом многодисковым сцеплением. Так, на внешнем первичном валу расположены шестерни второй, четвертой и шестой передач. На внутреннем валу находятся шестерни первой, третьей, пятой передачи, а также шестерня заднего хода. При включении первой передачи замыкается первое сцепление, передавая вращающий момент на колеса. Одновременно с этим вторичная шестерня второй передачи блокируется, а второе сцепление оказывается наполовину готовым к включению. Когда ЭБУ подает соответствующий сигнал, происходит переключение. Все последующие передачи включаются аналогично. Благодаря подобному алгоритму действий роботизированные КПП называют преселективными. Современные АКПП способны произвести переключение за 8 миллисекунд. Нельзя не согласиться, что это потрясающая скорость. Такие коробки конструктивно и по качеству превосходят классические аналоги, где используется гидротрансформатор. За годы исследований инженерам удалось искоренить насущные проблемы, касающиеся надежности, поэтому «роботы» на долгий промежуток времени обеспечили себе успех на современном автомобильном рынке.

Читайте также  Как выбрать коврики в авто

Похожее ...

Добавить комментарий